Галерея красивых домов и квартир
№8 / август'2017
Диспут-клуб «Векторы недвижимости»

Платный въезд в центр: проверка готовности

Сингапур, Милан и Лондон успешно регулируют транспортные потоки с помощью платы за въезд в центр. Но подойдет ли сегодня такая мера Петербургу и петербуржцам?

Платный въезд в исторические центры крупных городов РФ – вопрос, который обсуждается уже не первый год на уровне государства. Не всем субъектам федерации идея пришлась по вкусу, и многие не хотели бы ее реализовывать.

В Петербурге мнения на этот счет разделились.

Губернаторы «за»

О платном въезде в центр Петербурга думала еще бывший губернатор Валентина Матвиенко. Реализовывать проект она была намерена комплексно, понимая, что для этого в городе должны быть построены развязки и дороги в объезд центральных районов, а для автомобилистов должны появиться перехватывающие парковки, от которых будет регулярно отправляться общественный транспорт.
Нынешний губернатор Георгий Полтавченко также поддерживает инициативу платного въезда в исторический центр Петербурга. Еще в 2011 году, заняв кресло градоначальника, он заявил, что эта мера должна стать решением проблем с пробками. Более того, по словам Георгия Полтавченко, чтобы сохранить то, что нам досталось от предков, нужно сделать большую часть центра пешеходной.

Не ездить по святым местам

Спустя годы вопрос о возможном платном въезде в центральные районы городов снова подняли. В Госдуме заявили о том, что планируют «привязать» законопроект о платном въезде исключительно к историческим центрам российских городов. Об этом сообщил председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
По словам Москвичева, поправки по законопроекту о платном въезде уже внесены ко второму чтению. Плату можно будет вводить, только если существует ограничение движения в исторических местах. Депутат также подчеркнул, что для того, чтобы признать определенные районы городов историческими, «законодательное собрание города или субъекта должно будет принять положение, что это место святое, и движение там будет ограничено».
В первом чтении законопроект был принят Госдумой 16 декабря прошлого года. В нем говорится, что «высшие исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе вводить временное ограничение или прекращение движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения».
Законопроект оговаривает, что участники дорожного движения должны быть проинформированы о введении платы как минимум за 30 дней. Кроме того, власти будут обязаны «осуществить компенсационные мероприятия», а именно – «повышение качества работы маршрутов регулярных перевозок, открытие новых маршрутов регулярных перевозок или увеличение провозных возможностей действующих, организацию парковок, развитие инфраструктуры для движения велосипедов».
Мэр Москвы Сергей Собянин уже не раз говорил о том, что в столичном правительстве не рассматривают возможность введения платы за въезд в центральные районы города. По его словам, трафик на московских улицах пока еще удается контролировать с помощью механизма платных парковок.
«Во всем мире единственным рецептом регулирования объема потока является либо платный въезд, либо платная парковка, либо то и другое. Мы не вводим платный въезд, не собираемся этого делать. Но мы регулируем объем парковочного пространства и ценовые параметры, для того чтобы было комфортно самим автомобилистам, потому что, когда проехать невозможно, припарковаться невозможно», – говорит мэр Москвы.

Заграница нас научит

Одним из первых городов мира, в которых был организован платный въезд, стал Сингапур. Это произошло еще в 1998 году. Стоимость въезда составляет там от 1 до 3 долларов. За въезд в центр Лондона с 7.00 до 18.00 придется заплатить 11,5 фунта стерлингов (около 900 рублей). В Милане стоимость проезда на один день составляет 5 евро. Во многих городах Норвегии за въезд в центр города придется заплатить сумму, эквивалентную 1–4 евро, в шведском Стокгольме – 1–3 долларам США.
Член правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов России, член Градостроительного совета Санкт-Петербурга, глава архитектурной мастерской «Б2» Феликс Буянов выступает против платного въезда в центр Петербурга в целях избавления от транспортного коллапса в настоящее время и ближайшем будущем. «Можно обосновывать платный въезд, называя любые причины, но пока доходы наших граждан и состояние городской инфраструктуры не позволяют такие меры вводить. Это тупое подражание заграничному опыту, пускай и положительному. Это копирование формы, но не содержания. Меры абсолютно преждевременные», – считает архитектор.
С Феликсом Буяновым согласен совладелец ресторанов RED.S&W и «Пицца 22 см» Эльдар Кабиров: «Я против платного въезда – потому что это будет очередной повод “распилить бюджет”, а толк от этого будет один – абсурд».
Сергею Орешкину, члену правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов России, члену Градостроительного совета Санкт-Петербурга, главе архитектурного бюро «А.Лен» идея платного въезда в центр Петербурга, напротив, импонирует: «Конечно, я за платный въезд в центр города. Европейская практика, например в Лондоне, показала отличный результат. В центре только общественный транспорт, которого много, даже слишком, и город получает дополнительный доход для содержания улиц в чистоте».
Лондонский опыт вдохновляет и владелицу знаменитого петербургского ресторана «Место» Екатерину Бокучаву: «Я категорически за платный въезд в центр, несмотря на то, что не за рулем. А может быть, именно это и является главным в моей позиции “за”! В Лондоне с этим удачно справились, и есть положительный результат».

Метро плюс платная парковка

Екатерина Бокучава не видит способов избавления от транспортного коллапса в центре Петербурга, кроме платного въезда: «Запретить людям водить нельзя. Ограничить их карту вождения – можно». С ней солидарен Сергей Орешкин: «Альтернатив как таковых нет. Альтернативой является комплекс мер, в том числе и платный въезд. Плюс необходимо существенное развитие дорог и развязок наподобие ЗСД».
По мнению Феликса Буянова, пути спасения от перегруженности центра транспортом очевидны: «Город нуждается в ускоренном развитии общественного транспорта. В первую очередь это касается метро. Учитывая численность населения нашего города и плотность застройки, у нас абсолютно недоразвитый метрополитен, он приблизительно в два раза меньше, чем должен быть. У нас даже в центре города большие расстояния до станций метро, есть районы абсолютно неохваченные, например Адмиралтейский район».
Рост числа улиц с платными парковками позволит решить транспортную проблему в центре Петербурга, уверен Эльдар Кабиров: «Как только парковки станут работать правильно и их станет больше, количество машин, которым нужно попасть в центр, сократится».
Феликс Буянов считает, что в Петербурге должны применяться и новые виды транспорта, например электробус: «Троллейбус и особенно автобус – это устаревшие виды транспорта. Петербург мог бы быть первым городом в стране, который бы перевел весь колесный общественный транспорт на электрическую тягу, независимую от проводов. Тем более что весь транспорт ходит по заданным маршрутам, и легко понятны расходы электроэнергии в данном случае. Можно заранее заправляться и заряжаться, были бы только воля и разум».

Двор без машин

Помимо так называемой концепции «центр без машин», которая может быть в некоторой степени реализована в Петербурге, существует концепция «двор без машин», которая уже успела себя хорошо зарекомендовать и стала визитной карточкой многих петербургских застройщиков. По мнению Сергея Орешкина, это верный принцип, но только тогда, когда лишь часть внутренней дворовой территории избавляется от машин – а с внешней стороны необходим въезд в паркинг.
Концепция двора, свободного от авто, близка и Екатерине Бокучаве. «Двор без машин – прекрасно! Но нужно сразу строить дом с приличным гаражным пространством. А это не всегда получается – у нас город на воде построен», – говорит владелица ресторана «Место».
Эльдар Кабиров считает «двор без машин» разумной идеей: «Это до нас уже давно придумали и обкатали, давайте просто брать и пользоваться хорошими наработками в области градостроительства. В данном случае это подземные паркинги или паркинги на первых этажах зданий. Пусть во дворах будут площадки и много зелени».
Феликс Буянов рассказывает, что его мастерская давно внедряет концепцию «двор без машин», и те жилые комплексы, которые строятся по проектам «Б2», ей соответствуют. По его словам, еще 15 лет назад архитекторы пытались убедить в важности этой концепции девелоперов: «Это прекрасно, что сейчас девелоперы наконец сообразили, пошли навстречу чаяниям не только архитекторов, но и простых граждан. Хотя это не всегда удобно для жителей, но люди идут на этот шаг, на эти лишние 30–40 шагов до парадной. Зато можно выпускать во двор детей, которые не попадут под машину и будут дышать более свежим воздухом».

Туристы ходят пешком

Транспортный коллапс в Петербурге никак не влияет на его туристический потенциал, считает Екатерина Бокучава: «Просто грузовики и всякие машины-помойки уродуют город, который и так нуждается в косметическом ремонте в ближайшее время – иначе иностранцам нечего будет показывать».
«Есть более значимые вопросы, которые стоит решить, чтобы наш город был все более и более популярным с точки зрения как туристического потока, так и инвестиционного потенциала», – соглашается с коллегой-ресторатором Эльдар Кабиров.
Сергей Орешкин считает, что транспортные проблемы в центре города затрагивают туристическую активность, но незначительно: «Пока еще туристические автобусы могут проехать по городу».
«Транспортный поток в Петербурге сопоставим с ситуацией на дорогах в центре Парижа, Лондона и других столиц мирового значения, – говорит Феликс Буянов. – Где-то, может, он и больше, но люди с этим мирятся. Туристы в основном ходят пешком. В Питер и приезжает так много туристов потому, что по нему очень интересно ходить пешком. В России совсем немного таких городов. Конечно, было бы лучше, если бы было больше пешеходных пространств в центре нашего города, но тут тоже важна мера. Часто жить на популярной пешеходной улице не лучше, чем на забитой транспортом – много мусора, “световое загрязнение”, а особенно докучает шум».
Транспортный коллапс в историческом центре Петербурга – проблема, которую, безусловно, надо решать. Но можно ли и нужно ли ее решить, введя платный въезд? Вряд ли реализация этой меры возможна без строительства перехватывающих парковок, о которых говорила еще Валентина Матвиенко, развязок и дорог в объезд центра. Такого рода проект требует весомых финансовых вложений и интеллектуальных усилий, чтобы он действительно был на пользу городу. Если все условия будут соблюдены, то, конечно, платный въезд не только разгрузит город от машин, но и поспособствует сохранению его облика. Ну а пока можно позаботиться об увеличении количества зон платных парковок в центре и о том, чтобы эта система действительно работала.

Феликс Буянов

Платный въезд – тупое подражание заграничному опыту, пускай и положительному. Это копирование формы, но не содержания. Меры абсолютно преждевременные.

Эльдар Кабиров

Я против платного въезда – потому что это будет очередной повод «распилить бюджет», а толк от этого будет один – абсурд.

Екатерина Бокучава

Я категорически за платный въезд в центр, несмотря на то, что не за рулем. А может быть, именно это и является главным в моей позиции «за»!

Сергей Орешкин

Европейская практика платного въезда показала отличный результат. В центре только общественный транспорт, и город получает дополнительный доход для содержания улиц в чистоте.

Любовь Большева Все статьи автора
Все статьи этой рубрики Вернуться в статьи номера