01/09/2014 Дворецкий

В круговороте ар-деко

Ар-деко, роскошный стиль прошлого столетия, в проекте архитекторов Станислава Клюева и Ольги Ивановой стал основой для создания интерьера XXI века, в круговороте которого смешались традиционные решения и современные эффекты, дорогие материалы и яркие авторские находки.

Скучная, неинтересная планировка с коридорной системой, однообразными прямоугольными комнатами и небольшой кухней – вовсе не о таком мечтал хозяин этой квартиры. Его симпатии были обращены к большим пространствам, эффектным многоуровневым потолкам и округлым линиям. Учитывая пожелания заказчика, архитекторы бюро Studia-54 Станислав Клюев и Ольга Иванова предложили оформить дом в стиле ар-деко и не ошиблись. Сдержанный по цвету, но очень нарядный и праздничный интерьер пришелся по душе хозяевам – семейной паре с сыном-подростком. Большая площадь квартиры – 185 кв.м – и отсутствие капитальных стен позволили реализовать проект и воплотить все задуманное в жизнь.

Завертелось, закружилось…
Главным камнем преткновения в перепланировке стала фановая труба, проходящая почти по центру квартиры. Но техническая проблема одновременно превратилась в огромный творческий импульс: когда архитекторы придумали «завернуть» стояк в дорогую «обертку», он сразу же стал центральным элементом интерьера. А вокруг новоявленной колонны закрутилось все остальное: полукруглый подиум кухни, очертания которого повторяет барная стойка, коридор и холл в частном «секторе»…
В головокружительном полете завертелись линии подвесных многоярусных потолков. Один полукруг обозначил основную траекторию движения от входного холла до хозяйской спальни, другой – протянулся от столовой к гостиной, а в месте расхождения двух дуговых элементов образовался круг, акцентирующий диванную зону. Округлую форму приобрел даже встроенный стеновой шкаф рядом с кухней. Специально для этого на заказ выполнили изогнутые двери по эскизам архитекторов. Не менее удачным решением стало появление круглого холла в центре частной половины. Из него лучами расходятся «дорожки» ко всем личным и хозяйственным помещениям – к спальне, детской, кабинету, ванной и постирочной.
Получившаяся планировка не только красива, но и очень функциональна. В квартире появилось прекрасное парадное пространство. А в частной половине, в глубине дома, сосредоточились все жилые комнаты. Понятие «половина» в данном случае – не иносказательное, а отражающее фактическое состояние: квартира четко делится на две равные части – не в ущерб какой-либо из них. Здесь хватает места и для отдыха, и для личной жизни, и для хранения вещей.
Интересное решение приобрела хозяйская спальня – к ней примыкают огромная гардеробная и застекленная терраса. И планировка как этого пространства, так и квартиры в целом кажется настолько органичной, что другой, лучший вариант здесь трудно представить.

Шикарный стиль
Геометризм форм и орнаментов вполне отвечает стилю ар-деко, выбранному для оформления интерьера. Но этого недостаточно для его воссоздания. Стиль, который некогда господствовал в самых фешенебельных апартаментах и гостиницах, требует контрастов, дорогой отделки, изысканной мебели и аксессуаров, тщательно продуманной подсветки. И обо всем этом позаботились авторы проекта.
Особую роль в убранстве дневной зоны играют дорогие материалы. Шикарный образ парадного зала поддерживают нарядные текстильные обои, бархатные подушки, шелковые шторы, мозаика и, конечно, великолепная телевизионная панель из коричневого мрамора в белой лакированной раме. Но солирует, безусловно, американский орех, устилающий пол в гостиной – использование натурального дерева было одним из пожеланий заказчиков. Из этого ценного материала также выполнили по авторским чертежам архитекторов двери и барную стойку, им облицевали колонну и элементы подвесного потолка. Темный, насыщенный цвет ореха составляет контраст белым потолкам и мозаике, светлой кремовой мебели в гостиной и столовой – контраст не резкий, а мягкий благодаря природным оттенкам.
Неповторимые ноты красоты и роскоши в интерьер квартиры внесли витражи, выполненные в технике Тиффани, в характерной стилистике ар-деко. Один из них встречает хозяев и гостей в прихожей, два других украшают потолок в гостиной и стену в столовой. Круглый витраж также декорирует холл в жилой половине, «отражаясь» на полу в мозаичном панно со стеклянной вставкой. Большое внимание архитекторы уделили освещению. Гостевая зона утопает в ярком, праздничном свете. Потолочные светильники, великолепная хрустальная люстра над диванной группой, всевозможная закарнизная и напольная подсветка – свет заливает пространство, отражается, мерцает, играет в мозаичных переливах, создает удивительные эффекты. Благодаря подсветке колонна превращается в оригинальную скульптуру, кухонный подиум словно парит над полом, а телевизионная панель, как какое-то космическое тело, проносится по стене гостиной.

Половина жизни
В жилых покоях царит то же праздничное настроение, что и в гостиной. Эффектные приемы, индивидуальные решения, роскошная отделка и зонирование пространства – оформление комнат построено по тем же принципам, что и в парадной половине. Конечно, здесь нет того размаха, интерьеры более интимные и камерные. Но от этого не менее впечатляющие: в обстановке сохраняется стилистика ар-деко, но в «миниатюрной» трактовке. Апартаменты отделаны натуральным деревом, а в декоре по законам стиля встречаются геометрические и экзотические мотивы – например, «зебра» в ванной комнате.
Одним из сквозных элементов в интерьерах жилых комнат стала арка. В каждом отдельном случае она приобрела свое индивидуальное воплощение. В ванной это эффектные мозаичные порталы, в которые вписаны сантехнические приборы.
В кабинете – зеркальная арка с деревянными полками для книг – за счет отражения она расширяет узкое пространство помещения. Совершенно уникальным элементом оформления интерьера стала арка в детской. Она играет не только декоративную, но и функциональную роль: делит комнату на две зоны – рабоче-игровую и зону сна, которая спрятана от посторонних глаз. Арку необычной формы вручную отделали штукатуркой, имитирующей фактуру дерева, а перегородку, скрывающую кровать, обшили зеркалами и таким образом зрительно облегчили конструкцию. Дополняет интерьер эффектное фотопанно с индустриальным сюжетом, оригинальные полочки-коробки и мебель с динамичным рисунком по фасадам.
Среди жилых комнат самая нейтральная обстановка – в спальне. Первый вариант, предложенный дизайнерами, рисовал более энергичный и яркий образ. Но заказчики предпочли простой, сдержанный интерьер. Спокойствие светлых поверхностей прерывают лишь горизонтальные ниши, подсвеченные синим светом. Удалившись от дневной суеты, здесь можно расслабиться, насладиться отдыхом на террасе, а в просторной гардеробной – неспешно подготовиться к званому вечеру или к новому дню.

Об авторах проекта:
Станислав Клюев и Ольга Иванова окончили Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина по специальности «Архитектура». В 2006 году основали бюро дизайна Studia-54, которое занимается проектированием частных и общественных объектов – коттеджей, интерьеров квартир, офисов, магазинов. Дизайнеры работают в самых разных стилях, создавая каждый раз необычные, непохожие друг на друга проекты.

Проект: Станислав Клюев, Ольга Иванова (бюро дизайна и архитектуры Studia-54)

Фото: Татьяна Карпенко

Все статьи номера