– Юрий Леонидович, чем отличается схема работы вашей компании от наиболее распространенного варианта – долевого строительства?
– В нашей работе мы не используем деньги дольщиков. Строительство ведется на средства компании, а также с привлечением финансового ресурса Сбербанка, с которым мы сотрудничаем. Покупателям предлагаются только полностью готовые квартиры в построенных домах, в которые можно вселяться. По моим сведениям, подобной схемы не придерживается ни одна другая строительная компания. Естественно, сейчас такое предложение вызывает доверие. В условиях кризиса люди более расположены вкладывать деньги не в некую возможность, которая реализуется через два-три года, а в реальный, уже существующий продукт.
– Как вы пришли к такому принципу работы?
– Несколько лет назад мы задумались о функционировании рынка вторичного жилья. Обычно готовое жилье продается от физического лица. Оказалось, что на вторичном рынке практически нет квартир от застройщика – нет квартир, которые полностью готовы к жизни, но еще не были в употреблении. И мы решили восполнить этот пробел.
В 2006 году мы начали строительство двух жилых домов, один из которых возводили на собственные средства, а для второго привлекали некоторое количество кредитных ресурсов. Это был интересный и, в конечном итоге, удачный опыт. В 2007 году мы завершили строительство и получили на «Темп» права собственности на все квартиры. Строительный рынок переживал очередной рост, и все квартиры были проданы очень быстро.
Мы провели переговоры со Сбербанком и предложили совместное финансирование строительства жилого комплекса общей площадью 153 тысячи квадратных метров. Отличительная особенность нашего предложения – строительство данного комплекса без привлечения средств долевого участия инвесторов, получение прав собственности на построенные квартиры и реализация их по договорам купли-продажи. Основная масса застройщиков привлекала для строительства средства дольщиков, а также кредитные средства банков, что давало им возможность реализовывать жилье еще на стадии строительства.
Предложенная нами схема финансирования строительства и реализации квартир сложнее и для нас, и для банка, а для нас она еще и несколько дороже «стандартного» подхода, так как возврат затраченных на строительство денежных средств возможен только после полного завершения строительства.
В конце концов наше решение оказалось правильным и подтвердило свою надежность в период кризиса. Несмотря на то что сегодня строительный рынок в целом «упал» примерно в пять раз, мы на себе не ощущаем особо этого падения. Основные наши покупатели, как до кризиса, так и сейчас, – те, кому квартира нужна для проживания. Так как эта потребность у людей сохранилась и во время кризиса, а мы можем предложить им готовый товар, люди пользуются данной возможностью.
– Насколько отличается стоимость ваших квартир от цен на квартиры в строящихся домах?
– Наши квартиры не намного дороже.
– В последние месяцы застройщики активно снижают цены. Вы следуете этой тенденции?
– Действительно, сегодня многие компании, которые продают жилье в строящихся домах, потеряли равновесие и вынуждены спасаться, предлагая квартиры практически себе в убыток. Нам такой радикальный демпинг не требуется, но некоторое снижение цен мы провели. Вот конкретный пример: раньше цена однокомнатной квартиры у нас доходила до 106 тысяч рублей за квадратный метр, сейчас это 82 тысячи рублей.
– Какие у компании «Темп» планы на ближайшее будущее?
– Во-первых, мы будем завершать все начатые объекты. А во-вторых, мы работаем над проектом жилого комплекса на 46 тысяч квадратных метров со встроенными помещениями и паркингом. Этих планов достаточно как минимум на два-три года работы.
– Считаете ли вы, что сейчас будущее за такими компаниями, как ваша? За теми, которые не играют на рисках, а продают готовый товар?
– Я бы не говорил так категорично. Многое зависит от самого покупателя. Если на дешевые и рискованные решения есть спрос, будут и соответствующие предложения. Конечно, играет роль и мировоззрение самих компаний. Думаю, что на рынке всегда будут присутствовать различные варианты, а задача покупателя, оценив риски, правильно выбрать.